РОДИТЕЛЬСКИЙ АКТИВ КЛАССА
Плахотник Мария
Михайловна- председатель родительского комитета
класса;
Слынько
Ирина Николаевна- член общешкольного родительского комитета;
Хизриева
Зарипат Рашидовна;
Шевчук Елена
Васильевна.
|
|
Родительское собрание: «Права ребёнка
– обязанности родителей».
Классный руководитель
МОУ СОШ №2 с. Арзгир
Яломыст Ирина
Владимировна
Родительское собрание: «Права ребёнка –
обязанности родителей».
Цели:
познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав
ребенка.
Задачи:
- довести до родителей истину, что право
и обязанность воспитания детей принадлежит им;
- пополнить знания родителей о воспитании
детей общедоступными научными сведениями;
- оказывать помощь в разумном
выстраивании отношений с ребенком.
Ход собрания
Вступление
- Уважаемые родители! Я
всегда рада видеть вас на родительских собраниях. Спасибо, что вы пришли на эту
встречу. Тема нашего собрания «Права ребёнка – обязанности родителей».
Ответьте громко и хором, друзья:
Деток своих все вы любите? (Да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?
(Нет)
Я Вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
«Помочь откажетесь нам?» (Нет)
Последнее спрошу Вас я:
«Активными все будем?» (Да)
Замечательно! Молодцы!
Основная часть
- Я расскажу вам одну притчу.
"Путник, идущий вдоль бурной реки,
услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он
увидел в реке тонущих детей и
бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать
его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву.
Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь... Но он, не
обращая внимания на призывы, ускорил шаги...
- "Разве тебе
безразлична судьба детей?"- спросили спасатели.
Третий путник им ответил:
"Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я
добегу до поворота, узнаю, почему дети
попадают в реку, и постараюсь
предотвратить это".
- Но на этом притча не заканчивается.
- Мы постараемся представить себя на
месте этого третьего, пополним знания о воспитании детей и выстраивании
отношений с ними, основываясь на нормативные документы.
Обсуждение ситуации
- Давайте обсудим вот такую ситуацию.
Анна Сергеевна оставила дома старшего сына Антона присматривать за
младшей сестрой Катей. А сама пошла на работу. Антон пропустил занятия в
школе.
- Правильно ли поступила мать?
- Что было нарушено по отношению к
ребенку?
- Что же такое право?
Право - это нормы и правила,
устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения
людей в обществе
- Какие вы знаете права?
Задание 1.
Выбираем права.
- Представьте себе, что вы живете в
обществе, где нет никаких законов. Определите 5 главных прав, которые
необходимы вам для нормальной жизни и запишите их, выберите спикера,
который будет отстаивать ваше общее мнение.
- Вы выбрали некоторые из прав, которыми пользуется человек в своей жизни.
- Все эти права собраны
в нормативные документы.
К основным международным документам
ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав человека (1959)
- Декларация прав ребенка является
первым международным документом. В 30 статьях, изложенных в Декларации,
провозглашаются права человека.
На основе Декларации прав ребенка был
разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Конвенция о правах ребенка детализирует
права каждого человека в возрасте до 18 лет, признает за каждым ребенком
независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или
иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения
определенные права и увязывает права ребенка с правами и обязанностями
родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей.
- На основе Конвенции разрабатываются
нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
3. Права детей в России.
- Какими законами регулируются права
детей в России?
- Сегодня в России права детей
регулируются следующими основными законами:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Раздел
IV
Семейного Кодекса РФ целиком
посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес
представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права
и обязанности родителей».
- Федеральный закон об образовании;
- Закон «Об образовании» утверждает право
детей на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и
предусматривает наказание за физическое и психическое «насилие над
личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
- Школа в своей деятельности
руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, Типовым положением о школьном образовательном учреждении
и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, в том числе
и Уставом школы– нормативным документ, в котором представлены права и
обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов,
родителей.
- Как мы видим документов, регулирующих
права детей немало. Но как сказал Фридрих Великий:
«Дурные законы в хороших руках
исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей
– вредны.»
- Ребенок не может изучить эти права
самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь. Прежде чем знакомить
ребенка с его правами, мы сами должны освоить права детей. Родители в
первую очередь сами должны знать права и обязанности, ведь
первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, дома.
Задание 2
- Вот построен дом, но, чтобы он не
развалился, стоял прочно, его нужно укрепить. Добавьте недостающие
кирпичики. У вас на столах Конвенция о правах ребёнка и фрагменты статей,
которые нужно соединить по парам, чтобы получить определенную статью
Конвенции.
Один из фрагментов лишний.
Статья 1.
ребенком является
каждое человеческое существо |
1.до достижения
18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному
ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. |
Статья 2.
Государства-участники уважают и обеспечивают все права |
2.за каждым
ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,
национального, этнического или социального происхождения,
имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка,
его родителей или законных опекунов или каких-либо иных
обстоятельств. |
Статья 3.
Во всех действиях
в отношении детей |
3.первоочередное
внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. |
Статья 6 .
Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет
неотъемлемое право |
6. на жизнь.
|
Статья 7.
Ребенок
регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения
имеет право на |
7.имя и на
приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право
знать своих родителей и право на их заботу. |
Статья 12
Государства-участники обеспечивают ребенку, способному
сформулировать свои собственные взгляды, право
|
12 .свободно
выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка,
причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в
соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. |
Статья 14
Государства-участники уважают право ребенка на свободу. |
14 мысли, совести и религии |
Статья 17
Государства-участники признают важную роль средств массовой
информации и обеспечивают, |
17 чтобы ребенок
имел доступ к информации и материалам из различных национальных
и международных источников |
Статья 18
Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, |
18 чтобы
обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности
обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. |
Статья 20
1. Ребенок,
который временно или постоянно лишен своего семейного окружения
или который в его собственных наилучших интересах не может
оставаться в таком окружении, имеет право |
20 на особую
защиту и помощь, предоставляемые государством. |
Статья 27
1.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень
жизни, |
27необходимый для
физического, умственного, духовного, нравственного и социального
развития ребенка. |
Статья 28
1.
Государства-участники признают право ребенка на образование, и с
целью постепенного достижения осуществления этого права на
основе равных возможностей они, в частности: |
28
a) вводят бесплатное и обязательное
начальное образование;
|
Статья 31
1.
Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг,
право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,
соответствующих его возрасту, |
31 и свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. |
Статья 32
1.
Государства-участники признают право ребенка на защиту от
экономической эксплуатации и от выполнения любой работы,
|
32 которая может
представлять опасность для его здоровья или служить препятствием
в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и
физическому, умственному, духовному, моральному и социальному
развитию. |
Статья 34
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм
сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
|
34 В этих целях
государства-участники, в частности, принимают на национальном,
двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для
предотвращения насилия над детьми. |
Статья 16
Ни один ребенок
не может быть объектом. |
16 произвольного
или незаконного вмешательства в осуществление его права на
личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или
тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его
честь и репутацию |
- Вот из таких кирпичиков закладывается
правовая основа жизни человека в обществе.
- В наших семьях случаются различные
ситуации, которые требуют правового разрешения
Дискуссия.
- «Я имею на это право!», «Почему вы
нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся
невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление
о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления
получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас вам будут представлены
“спорные” ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах. Прав он, не
прав – разобраться придется вам.
Задание №3
Ситуация №1.
Мама: Дочь, я ухожу, приберись,
помой после себя посуду, сходи в магазин.
Дочь: Мама, у меня завтра
контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки.
Нельзя же оставлять в доме беспорядок.
Дочь: Вы не имеете права заставлять
меня работать, вы не даете мне учиться, и я имею право на отдых.
- Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание
не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет
не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме
на работу и условиях труда детей.)
Ситуация №2.
Мать: Сколько раз тебе говорить –
после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша
ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же все равно в 11
еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу
мирных собраний?
(Обсуждение ситуации).
- Ст. 15 Конвенции, утверждающая право
ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт 2,
предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение
сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этом в этом
доме, и является нарушением общественного порядка.
Ситуация № 3.
Ученик: Марья Иванна! Я к Вам на
историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и
сами Вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас не интересные.
Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со
мной разговаривать?
Ученик: Смею, Мария Иванна! У меня есть
право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся.
А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера
пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в
кино сходить. Так что слушайте: преподаватель Вы плохой, неумелый.
(Обсуждение ситуации).
- Конечно, мы все понимаем, каково быть
наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах.
Но, тем не менее, закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя
было допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация
других людей. Ст. 13).
3.
Подведение итогов.
- В самом начале нашего
собрания я поведала вам притчу. Тихая, полноводная река, в ней купаются
дети, плохо умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад.
Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя
разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и
пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху,
где спокойнее, и учить их плавать.
4. Рефлексия.
- Каждый человек в своей жизни должен родить ребенка, построить дом,
посадить дерево, плодами которого будут пользоваться ваши дети. Сегодня
мы построили дом, фундаментом которого являются правовые знания, а
теперь посадим дерево, а плоды которыми будут пользоваться ваши дети –
это их права. Я предлагаю вам выбрать наиболее важное на ваш взгляд
право и написать его на яблоке и прикрепить на наше правовое дерево.
(на плакат с
изображением дерева прикрепляют плоды с надписью прав ребёнка).
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети,
О правах, что защищают их на свете.
|