Яломыст Ирина Владимировна - личный сайт учителя географии

 

 

 
Концепция воспитательной работы МОУ СОШ №2 с. Арзгир

План воспитательной работы 7А класса МОУ СОШ №2 с. Арзгир

Программа воспитательной работы МОУ СОШ №2 с. Арзгир

 

 

Сценарий классного часа "Я имею право".

- Здравствуйте, дети, родившиеся летом, зимой, осенью, весной. Здравствуйте, дети, которые хорошо знают свои права. А вы действительно их хорошо знаете? Давайте ответим на этот вопрос в конце занятия.

Попробуйте оценить, насколько хорошо вы знаете  свои права? Перед вами лежат листочки, на которых написано «Моя оценка на начало занятия», оцените свои знания по 5-бальной системе, а   затем мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце занятия. И этот вопрос не случайный.

- А пока я взяла себе в помощники неизвестного юного поэта, скорее всего вашего ровесника. Послушайте его стихи.

Я – ребенок, я — человек,

 Я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране,

А не там, где идет война,

Я имею право на то, чтоб любить,

И на то, чтобы быть любимым,

Я имею право на то, чтобы жить

И на свете быть самым счастливым.

Я имею право, чтобы мир на Земле

Царил всегда и везде.

Я имею право, чтобы в небе большом

Всегда была тишина.

-Какие слова на ваш взгляд являются ключевыми? Давайте вместе сформулируем  тему нашей встречи.

- Тема нашей встречи «Я имею право…»

-Сегодня вы вспомните, а может быть, узнаете, какими правами вы обладаете, узнаете,  кто и что поможет вам защитить свои права, и вспомните, что является неотъемлемой часть ваших прав.

Но вначале мы проведем небольшой эксперимент.

Для его осуществления необходимы два помощника. Я прошу их выйти к доске.

- Участвующим в эксперименте я ставлю задачу – в течение 30 секунд крутить гимнастический обруч в пределах небольшой площадки.

 Обучающимся выдаются обручи. По сигналу дети начинают пытаться вращать обручи, но недостаток места у доски приводит к тому, что они мешают друг другу. Возможно, кто-то сразу обратит внимание на малое пространство для этого занятия. Педагог не должен ничего объяснять до того момента, пока дети не начнут выполнять задание. Необходимо так организовать эту часть упражнения, чтобы никто не смог выполнить задание.

- Ребята, удалось ли вам выполнить поставленную задачу? Почему вам не удалось крутить обручи?

Дети ответят, что было тесно, мало места,  мешали друг другу.

- А как сделать так, чтобы вы не мешали друг другу?

- Совершенно верно, для того чтобы крутить обруч, должно быть личное  свободное пространство. Можно ли найти общее между обручем и понятием «право»?

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем дать понятие  слову  «право».

- Чтобы узнать насколько правильно вы ответили, давайте обратимся к источникам.

(Работа со словарями Ожегова, Ушакова, БЭС, школьный толковый словарь).

- Обратите внимание на то, как нужно работать в группах.

- Ребята. А что общего в этих определениях?

- Какие права есть у вас? Назовите их.

- Вы назвали некоторые из ваших прав.

 

- А где записаны наши права? Все эти права собраны в нормативные документы. Какие вы из них знаете?

- Но мне хотелось бы познакомить вас с документом, в котором записаны все права детей – с  Конвенцией о правах ребенка, которую приняли 20 ноября 1989 года на заседании  ООН.

В ней записаны права каждого человека в возрасте до 18 лет независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения и связаны с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей.

Права детей прописаны во многих документах. Упоминание о правах можно найти в литературе, изобразительном искусстве, музыке, кино…

Я предлагаю  вспомнить те права, которые мы с вами знаем в музыкальных произведениях.

Музыкальная викторина. Вам нужно прослушать мелодию из детской песенки и определить, о каком праве идет речь в этой песне. Итак …    

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

Задание 1.

Выбираем права.

- Но представьте себе, что вы живете в обществе, где нет никаких законов. Определите 5 главных прав, которые необходимы вам для нормальной жизни и запишите их, выберите спикера, который будет отстаивать ваше общее мнение.

- Мне нужен помощник, который будет отмечать выбор групп. А я буду оценивать ваше выступление и класть кубики на наши правовые весы.

- Ребята, обратите внимание, вы выбрали наиболее важные права и по некоторым из них ваши решения совпали.

- Ребята, как вы думаете, что символизируют кубики на наших весах?

- А давайте подумаем, а ваши права нарушались когда-нибудь?

 -  А теперь я  предлагаю вашему вниманию ситуацию из жизни учащихся моей школы, снятую скрытой камерой.

Ситуация

- О чем они спорят, вы догадались. А кто из них прав, как вам кажется? Какое право нарушил Иванов, прочитав записку?

Здесь нарушено право на тайну переписки.

Ребята, обратите внимание, как порой бывает сложно в мире прав: реализовывая свои права, нельзя нарушать права других людей.

- А к кому вы обращаетесь за помощью в таких ситуациях? А как вы думаете, государство защищает ваши права?

- Совершенно верно, государство заботится о том, чтобы наши права не нарушались, а все разногласия решались мирным путем.

- А знаете ли вы, кто стоит на страже защиты ваших прав?

- Этот человек называется омбудсмен.

- О́мбудсмен (от швед. ombudsman, омбудсман, «представитель») — человек, на которого возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан.

-А знаете ли вы, кто является гарантом ваших прав в нашей стране?

- Вот ваши главные защитники. 

Главный защитник прав ребенка в России Павел Алексеевич Астахов,

а в Ставропольском крае - Светлана Викторовна Адаменко.

- Я предлагаю вам попробовать себя в роли омбудсменов и артистов. Каждая группа готовит сценку (2-3 артиста)  и предлагает пути выхода из создавшейся ситуации (остальные - правозащитники).

Розыгрыш ситуаций.

Ситуация №1.

Дочь возвращается из школы сердитой: «Я в эту школу больше не пойду. Мам, переведи меня в другую школу".

Мама: «Ну-ка, объясни, что произошло. Тебя кто-то обидел, или ты поссорилась с

подругами?»

Дочь: «Да нет, здесь все нормально. Просто классная постоянно делает замечания по поводу моего внешнего вида. Говорит, что в школу нужно ходить только в школьной форме".

Мама: «Но у тебя же есть форма, надевай ее и ходи.»

Дочь: «Мама, я уже взрослая. Мне 14 лет, это моя личная жизнь, как хочу, так и одеваюсь.»

Ситуация 2

Мама:      Дочь, я ухожу к парикмахеру, а ты приберись,  сходи в магазин за продуктами.

Дочь:     Мама, можно я уберусь в доме завтра, четверть скоро заканчивается, у меня завтра трудная контрольная работа по математике, мне нужно подготовиться, потому что у меня выходит спорная оценка.

Мама:    Да решишь ты свои задачки.

- Как вы разрешите подобную ситуацию?

Ситуация 3.

Ученик: Мария Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Мария Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте.

Ситуация 4.

Учитель: (звенит звонок)   Здравствуйте, дети. Сегодня у нас тема  урока…

Ученик: (стучит в дверь класса) Здравствуйте, Светлана Николаевна, извините, пожалуйста, можно войти в класс?

Учитель: Иванов, звонок прозвенел пять минут назад, выйди из класса, не мешай мне вести урок.

- Итак, ребята, что защищает ваши права? Как называется этот документ?

- А кто является гарантом ваших прав в нашем государстве?

- Ребята, а сейчас я хотела бы вернуться к нашему эксперименту с обручами. Был ли все-таки возможен вариант вращения обручей у доски?

Возможно, кто-то из детей предложит ответ, если нет, то поиск ответа необходимо подвести к следующим вариантам: крутить по очереди, чтобы не мешать друг другу, один крутит на руке, другой на талии, возможны другие компромиссные варианты.

- А теперь снова представьте, что вместо обручей права. Права гарантируют нам спокойствие, комфорт, уверенность, здоровье и многое другое. Ребята, а ваши права безграничны? Что ограничивает права? Что есть у каждого человека кроме прав?

- Помните, там, где есть права, обязательно есть обязанности.

- А сейчас я возвращаюсь к своим правовым  весам. На одну чашу весов я выкладывала ваши права, на другую я предлагаю поместить ваши обязанности. Какие обязанности есть у вас? Вы называете, а я буду выкладывать.

- Посмотрите, что произошло с весами? Как вы думаете, что это может означать?

- Права личности и обязанности гражданина неразделимы.

Но как же нам, реализуя свои права, не нарушать прав других людей?

Дети говорят об уважении к другим, о необходимости компромисса.

- Заявляя о своих правах, вы обязаны уважать права других людей.

– Если нарушили свои права, вспомни, что тебя защищает? Конвенция о правах ребенка.

- Подводя итог нашей встречи, я хочу, чтобы вы вспомнили тему нашего классного часа. (Я имею право…)  Посмотрите внимательно, в конце предложения стоит многоточие, а это значит, что предложение можно продолжить. Перед вами ладошки, на которых написано начало предложения, и я предлагаю вам продолжить его, написав на пальчиках ваши права.

- Но у ладошки есть и другая сторона, переверните ее, там написано НО… и стоит многоточие, продолжите предложение. Это будет для вас напоминанием о нашей встрече.

- И в заключение я снова хочу задать вам вопрос: хорошо ли знаете ваши права?  Оцените себя  сейчас, в конце нашего занятия,  и заполните, пожалуйста, табличку. Это будет ваш подарок мне.

- В память о нашей встрече я хотела бы вам тоже сделать небольшой подарок - это закладка, на которой вы найдете необходимую информацию по защите ваших прав.

- Спасибо за хорошую работу.

Скачать        

 

На главную

Используются технологии uCoz