Твердое биотопливо
Дрова — древнейшее топливо, используемое человечеством. В
настоящее время в мире для производства дров или биомассы
выращивают энергетические леса, состоящие из быстрорастущих
пород (тополь, эвкалипт и др.). В России на дрова и биомассу в
основном идет балансовая древесина, не подходящая по качеству
для производства пиломатериалов.
Топливные гранулы и брикеты — прессованные изделия из
древесных отходов (опилок, щепы, коры, тонкомерной и
некондиционной древесины, порубочные остатки при
лесозаготовках), соломы, отходов сельского хозяйства (лузги
подсолнечника, ореховой скорлупы, навоза, куриного помета) и
другой биомассы. Древесные топливные гранулы называются пеллеты,
они имеют форму цилиндрических или сферических гранул диаметром
8 — 23 мм и длиной 10 — 30 мм. В настоящее время в России
производство топливных гранул и брикетов экономически выгодно
только при больших объемах.
-
Энергоносители биологического происхождения (главным образом
навоз
и т. п.) брикетируются, сушатся и сжигаются в каминах жилых
домов и топках тепловых
электростанций, вырабатывая дешёвое
электричество.
-
Отходы биологического происхождения — необработанные или с
минимальной степенью подготовки к сжиганию: опилки, щепа, кора,
лузга, шелуха, солома и т. д.
Древесная щепа — производится путем измельчения тонкомерной
древесины или порубочных остатков при лесозаготовках
непосредственно на лесосеке или отходов деревообработки на
производстве при помощи мобильных рубительных машин
или с помощью стационарных рубительных машин (шредеров).
В Европе щепу в основном сжигают на крупных теплоэлектростанциях
мощностью от одного до нескольких десятков мегаватт.
Часто также: топливный
торф,
твёрдые бытовые отходы и т. д.
Жидкое
биотопливо
Спирт в естественных условиях
образуется из сахаров дрожжами (до 10%), для повышения
концентрации – перегонка (до 95%), обезвоживание – перегонка
совместно с бензолом.
Биоэтанол
Сахарный тростник - сырьё для производства этанола.
-
Мировое производство биоэтанола в
2005
составило 36,3 млрд литров, из которых 45 % пришлось на
Бразилию и 44,7 % — на
США. Этанол в
Бразилии производится преимущественно из
сахарного тростника, а в США из
кукурузы.
В январе
2007 года в своём ежегодном послании
Конгрессу Дж. Буш предложил план «20 за 10». План предлагает
сократить потребление
бензина на 20 % за 10 лет, что позволит сократить
потребление
нефти
на 10 %. 15 %
бензина предполагается заменить биотопливом.
19 декабря
2007 года президент США Дж. Буш подписал закон о
Энергетической независимости и безопасности (EISA of 2007). EISA
of 2007 предусматривает производство 36 миллиардов галлонов
этанола в год к
2022 году. При этом 16 млрд галлонов этанола будет
производиться из целлюлозы — не пищевого сырья.
Этанол является менее «энергоплотным» источником энергии, чем
бензин; пробег машин, работающих на Е85 (смесь 85 %
этанола и 15 % бензина; буква «Е» от английского
Ethanol), на единицу объёма топлива составляет примерно 75 %
от пробега стандартных машин. Обычные машины не могут работать
на Е85, хотя двигатели внутреннего сгорания прекрасно работают
на Е10 (некоторые источники утверждают, что можно
использовать даже Е15). На «настоящем» этаноле могут работать
только т. н. «Flex-Fuel»
машины («гибкотопливные» машины). Эти
автомобили также могут работать на обычном
бензине (небольшая добавка этанола всё же требуется) или на
произвольной смеси того и другого.
Бразилия
является лидером в производстве и использовании
биоэтанола из
сахарного тростника в качестве топлива. Автозаправки в
Бразилии предлагают на выбор Е20 (или Е25) под видом
обычного бензина, или «acool», азеотроп этанола (96 % С2Н5ОН
и 4 % воды; выше концентрацию этанола невозможно получить путём
обычной дистилляции). Пользуясь тем, что этанол дешевле бензина,
недобросовестные заправщики разбавляют Е20 азеотропом, так что
его концентрация может негласно доходить до 40 %. Переделать
обычную машину в «flex-fuel» можно, но экономически
нецелесообразно.
Критики применения этанола в качестве автомобильного топлива
зачастую заявляют, что под плантации
тростника часто вырубаются тропические леса
Амазонки. Но
сахарный тростник не растёт в бассейне
Амазонки.
Более серьёзным является то, что при сгорании этанола в
выхлопных газах двигателей появляются альдегиды (формальдегид и
ацетальдегид), наносящие живым организмам не меньший ущерб, чем
ароматические углеводороды.
К преимуществам этанола относятся и следующие свойства:
-
температура самовоспламенения у этанола существенно выше, чем у
бензина, благодаря чему этанол выдерживает степень сжатия 1:9 (бензин
прямой перегонки детонирует при степени сжатия 1:4,5).
- пары этанола
рассеиваются быстрее, чем пары бензина;
- этанол
менее токсичен, чем бензин, не содержит канцерогенных
компонентов;
-пары
этанола менее огнеопасны, чем пары бензина, из–за более высокой
температуры самовоспламенения;
- вязкость
у этанола выше, чем у бензина, благодаря чему нет проблем в
работе с этанолом в холодную погоду;
-
электропроводность у этанола значительно выше, чем у бензина,
что снижает возможность накопления статического электричества
при движении топлива;
- октановые
числа у этанола выше, чем у бензина.
Снижение выбросов СО2
в атмосферу от автомобильного транспорта благоприятно скажется
на выполнении Россией требований Киотского протокола и создаст
дополнительные резервные условия для развития промышленности.
Биометанол
Промышленное
культивирование и
биотехнологическая
конверсия морского
фитопланктона рассматривается как одно из наиболее
перспективных направлений в области получения биотоплива.
В начале
80-х рядом европейских стран совместно разрабатывался
проект, ориентированный на создание промышленных систем с
использованием
прибрежных пустынных районов. Осуществлению этого проекта
помешало общемировое снижение цен на
нефть.
Первичное производство
биомассы осуществляется путём культивирования фитопланктона
в искусственных водоемах, создаваемых на морском побережье.
Вторичные процессы представляют собой
метановое брожение биомассы и последующее
гидроксилирование
метана с получением
метанола.
Основными доводами в пользу использования
микроскопических водорослей
являются следующие:
-
высокая продуктивность фитопланктона (до 100 т/га в
год);
-
в производстве не используются ни плодородные почвы, ни
пресная вода;
-
процесс не конкурирует с сельскохозяйственным
производством;
-
энергоотдача процесса достигает 14 на стадии получения
метана и 7 на стадии получения метанола;
С точки зрения получения энергии данная
биосистема имеет существенные экономические преимущества по
сравнению с другими способами преобразования
солнечной энергии.
Биобутанол
Бутанол - C4H10O — бутиловый спирт.
Бесцветная жидкость с характерным запахом. Широко используется в
промышленности. В
США ежегодно производится 1,39 млрд литров
бутанола приблизительно на $1,4 млрд.
Бутанол начал производиться в начале
XX века
с использованием бактерии Clostridia acetobutylicum. В
50-х годах из-за падения цен на
нефть
начал производиться из нефтепродуктов.
Бутанол не обладает коррозионными свойствами, может
передаваться по существующей инфраструктуре. Может, но не
обязательно должен, смешиваться с традиционными топливами.
Энергия
бутанола близка к энергии
бензина. Бутанол может использоваться в
топливных элементах и как сырьё для производства
водорода.
Сырьём для производства биобутанола могут быть
сахарный тростник,
свекла,
кукуруза,
пшеница,
маниока, а в будущем и
целлюлоза. Технология производства биобутанола разработана
компанией DuPont Biofuels. Компании Associated British Foods (ABF),
BP и DuPont строят в Великобритании завод по производству
биобутанола мощностью 20 000 литров в год из различного сырья.
Диметиловый
эфир
Пальмовое масло — сырьё для производства биодизеля
Диметиловый эфир (ДМЭ) — C2H6O.
Может производиться как из
угля,
природного газа, так и из
биомассы. Большое количество диметилового эфира производится
из отходов целлюлозо-бумажного производства. Сжижается при
небольшом давлении.
Диметиловый эфир — экологически чистое
топливо без содержания
серы,
содержание
оксидов азота в
выхлопных газах
на 90 % меньше, чем у
бензина. Применение диметилового эфира не требует
специальных фильтров, но необходима переделка систем питания
(установка газобалонного оборудования, корректировка
смесеобразования) и зажигания двигателя. Без переделки возможно
применение на автомобилях с LPG-двигателями при 30 % содержании
в топливе.
В июле
2006 года Национальная Комиссия Развития и Реформ (NDRC) (Китай)
приняла стандарт использования диметилового эфира в качестве
топлива. Китайское правительство будет поддерживать развитие
диметилового эфира, как возможную альтернативу
дизельному топливу. В ближайшие 5 лет
Китай планирует производить 5-10 млн тонн диметилового эфира
в год.
Департамент транспорта и связи
Москвы подготовил проект постановления городского
правительства «О расширении применения диметилового эфира и
других альтернативных видов моторного топлива».
Автомобили с двигателями, работающими на диметиловом эфире,
разрабатывают
KAMAZ,
Volvo,
Nissan и китайская компания
SAIC Motor.
Биодизель
Биодизель —
топливо на основе
жиров
животного, растительного и микробного происхождения, а также
продуктов их
этерификации.
Для получения биодизельного топлива используются растительные
или животные жиры. Сырьём могут быть рапсовое, соевое,
пальмовое, кокосовое масло или производные любого другого масла-сырца, а
также отходы пищевой промышленности. Разрабатываются технологии
производства биодизеля из водорослей.