Актуальность темы
Виды биотоплива
Изучение химического состава биотоплива
Биотопливо первого поколения
Биотопливо второго поколения
Биотопливо третьего поколения
Биотопливо в России
Биотопливо в Ставропольском крае
Интересные факты
Аргументы за
Аргументы против

Выводы

Гостевая
О себе
 

 

Биотопливо в России

 

 

 

В России биотопливо для двигателей внутреннего сгорания остаётся экзотикой. Этому способствует как наличие значительных запасов нефти и газа, так и объективные трудности, связанные с получением и использованием топлив из природного сырья.

  

   А как обстоит дело с биотопливом в России? Нужно ли сейчас оно нашей стране, все еще богатой углеводородным сырьем? Как развивается процесс производства биотоплива в России? Попробуем в этом разобраться.

   Россия - это не Европа, не США и не Бразилия. Тут более суровый климат, и получать дешевый спирт или масло, снимая по нескольку урожаев в год, не выйдет. Климат заметно ограничивает и применимость биотоплива. Например, биодизельные топлива на основе рапсового масла застывают при температурах около -15С, а в ряде случаев и выше. Это ограничивает применимость биодизеля южными регионами страны или летним временем года. Проблема застывания существует и для нефтяного дизельного топлива, но она успешно решается технологическими методами (депарафинизация, облегчение фракционного состава) или добавлением депрессорных присадок, эффективно снижающих температуру застывания. Для растительных топлив такие присадки еще только разрабатываются. Другая проблема - поглощение влаги из атмосферы, при низких температурах грозящее расслоением топлива, коррозией и образованием льда.

   Спирт и его смеси с бензином не замерзают, однако еще больше склонны к поглощению влаги. На определенном этапе это может привести к расслоению топливной смеси, что недопустимо. Ситуация усугубляется тем, что даже если сразу расслоения не произойдет, резкие перепады температуры могут привести к появлению в топливной системе водяного конденсата. При низких температурах он замерзает и приводит к забивке топливопроводов, фильтров и др. Влага также способствует появлению коррозии. Таким образом, для районов с резко континентальным климатом спирто-бензиновые смеси могут оказаться непригодными.

   Нельзя забывать и об огромном парке устаревшей техники, которая не только эксплуатируется, но и выпускается в России. Для нее топлива с высоким содержанием биокомпонента непригодны. Топлива с высоким содержанием этанола не годятся для России и по другой причине. Если за 20-30 рублей можно купить литр топлива, на 70% состоящего из спирта, быстро найдутся желающие выделить спирт у себя в гараже или организовать подпольное производство суррогатных напитков.

   Несмотря на упомянутые недостатки, работа по созданию спиртовых топлив в России велась и ведётся.

   В текущем году несколько российских компаний заявили о намерении построить заводы по производству автомобильного биотоплива. По данным газеты "Ведомости", инвестиции в создание новых предприятий составят около 1 миллиарда долларов.

   В качестве автомобильного биотоплива используется этанол (спирт) или биодизель, получаемый из растительного масла. По данным Российской биотопливной ассоциации, сейчас построить такие заводы планируют 25 компаний, из них у десяти уже готовы проекты, и три-четыре проекта точно будут реализованы.

   По мнению экспертов, сейчас российские предприниматели стремятся занять место на рынке, который в дальнейшем будет только расти. Основными потребителями российского биотоплива станут европейские страны, где машины на биодизеле и этаноле становятся все популярнее. По сравнению "зеленым" топливом европейского производства, себестоимость российской продукции будет дешевле.

   В России  дизель "растительного происхождения" может быть использован для заправки сельхозтехники и на железных дорогах. При этом аналитики отмечают, что в Европе популярность биотоплива во многом связана с поддержкой властей. Российское правительство вряд ли примет меры, направленные на стимулирование производства этанола, так как дефицита нефти в нашей стране пока нет.

Биотопливо в России первое предприятие по производству биобутанола начнут строить в 2011 году

   Первый в РФ завод по производству биотоплива начнут строить в 2011 г. в городе Тулун Иркутской области (РИА Новости). Об этом сообщил глава госкорпорации Ростехнологии Сергей Чемезов на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым 13 сентября 2010 года.

   Чемезов отметил, что во всем мире в обязательном порядке добавки в виде биобутанола в размере от 10% до 15% уже существуют. Это позволяет, во-первых, повысить октановое число бензина, во-вторых, значительно сократить выброс CO2, в России этого пока нет.
Он сообщил, что биотехнологии будут пользоваться большим спросом переработка лесодревесины, остатков от лесодревесины: опилки, сучки, корешки все это будет перерабатываться в биобутанол, который необходим для создания нового современного топлива..

Топливо второго поколения, детали проекта

   В этом первом для России проекте будет использоваться технология производства биотоплива второго поколения из отходов лесопереработки (различные топлива, полученные различными методами пиролиза биомассы, или другие топлива, отличные от метанола, этанола, биодизеля). Из биотоплив второго поколения, продающихся на рынке, наиболее известны BioOil производства канадской компании Dynamotive и SunDiesel германской компании CHOREN Industries GmbH.

   Производство будет построено на базе Тулунского гидролизного завода, где в в декабре 2007 года было создано ОАО Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий при участии Ростехнологий. В 2008 году комбинат выпустил экспериментальную партию биобутанола, однако из-за кризиса проект был заморожен и в 2009 году большая часть сотрудников комбината была уволена.

  В конце 2009 года в Москве и Красноярске был разработан проект нулевого цикла производства биобутанола: весь проект промышленного производства на ВСКБТ состоит из 6 этапов, 3 из которых было запланировано осуществить до конца 2010 г. (но это уже не произошло): проектирование и монтаж промышленного оборудования, складирование и переработка сырья, освоение технологии получения биобутанола.

  Программа по подбору персонала предусматривает сотрудничество ВСКБТ с Иркутским государственным техническим университетом, где с 2008 года была введена новая специальность Бутаноловое брожение, а также с Тулунским агарным техникумом и ПТУ-4 Тулуна. На ВСКБТ будет создано около 500 рабочих мест, кроме того, попутно будет создано около 3 тыс рабочих мест по заготовке бросового сырья древесины тополя, березы и др.

   В 2007 году Алексей Аблаев, президент Российской Национальной Биотопливной Ассоциации (РНБА) заявил, что 2007 год можно назвать годом биотоплива в России, так как, по его мнению, для этого были веские основания. Так, Президент России Владимир Путин в конце 2007 г. заявил: Нужно создать условия для бизнеса по созданию установок для производства биотоплива и поручил главе Минсельхоза проработать вопрос о стимулировании в России производства биотоплива. Это стало сигналом для рынка, после которого многие компании объявили о новых биотопливных проектах.

   В частности, в Омске компания Титан ведёт строительство первого в России бионефтехимического кластера, бывший первый зампред правления Газпрома и экс-глава Газпром нефти Александр Рязанов намерен построить в Тамбовской области мощный завод по выпуску биоэтанола, в Иркутской области было создано предприятие по выпуску биоэтанола на базе Тулунского гидролизного завода, а турецкая компания начала подготовку проекта строительства в Тбилисском районе Краснодарского края большого завода по выпуску биодизеля.

   Российская Федерация располагает огромными запасами биоресурсов, включая сельскохозяйственные и лесные отходы. Количество органических отходов разных отраслей народного хозяйства Российской Федерации составляет более 390 млн т в год.

   При этом органические отходы сельскохозяйственного производства составляют 250 млн т, из которых 150 млн. т приходится на животноводство и птицеводство, а 100 млн т на растениеводство.
Отходы лесо- и деревопереработки составляют 700 млн т, твердые бытовые отходы городов 60 млн т, коммунальные стоки 10 млн т (все приведенные значения установлены для абсолютно сухого вещества).

  Биогаз, самопроизвольно образующийся при распаде органических отходов, вносит значительный эффект в образование парниковых газов, поэтому его утилизация для нужд общества является важным вкладом в выполнение договоренностей по Киотскому протоколу.

  1 января 2009 года в России введен в действие ГОСТ Р 52808-2007 Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения. Стандарт разработан Лабораторией возобновляемых источников энергии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и устанавливает термины и определения основных понятий в области биотоплива, с упором на жидкие и газообразные виды топлива.

              В настоящее время ежегодно в России заготавливается около              140 млн. м3 древесины. При этом более  половины приходится на отходы лесозаготовки и деревопереработки. В ближайшие 5-7 лет объем лесозаготовок может возрасти до 200 млн. м3. При проведении рубок ухода за лесом до 60% древесины является низкокачественной, не имеющей товарной ценности. Общий объем образующихся отходов и низкосортной древесины составляет не менее 40-45 млн. м3 в год или не менее 10-12 млн. т.у.т. (т.у.т. - тонна условного топлива) в год.

   Также неэффективно используются отходы растениеводства и торф. Количество отходов растениеводства, которые выбрасываются на ветер, составляет не менее 10 млн. тонн в год (или не менее 3,4 млн. т.у.т.)

   Древесные отходы лесозаготовок тоже остаются на лесосеке неиспользованными. Эта биомасса создает дополнительные помехи лесному хозяйству в виде засорения древесиной, ветровала, что является причиной увеличения сроков и затрат на последующее лесовосстановление. Древесная биомасса в лесу, а также биоотходы перерабатывающих предприятий создают риск возникновения пожара, размножения вредителей леса и являются источником парниковых газов при гниении биомассы. Ежегодно эмиссия метана от отходов биомассы составляет 7-8 млн. тонн и сопоставима с мощностью основных наземных биогенных источников. Дополнительной проблемой является исключение из хозяйственной деятельности земли, занятой под склад биоотходов.

  Сегодня ресурсы биомассы, в том числе вторичные, используются не более чем на 5%. Традиционные методы переработки биомассы в существующих условиях малоэффективны и требуют значительных инвестиций при сроках окупаемости 6-8 лет.

  Использование всех этих дешевых и доступных ресурсов в качестве топлива может стать завершающей фазой производственных процессов, придавая им почти безотходный характер. Это стало бы эффективной мерой по охране окружающей среды, а также обеспечило бы полное энергообеспечение локальных потребителей.

  Оказывается, пока большинство стран мира решают проблему получения моторного топлива из возобновляемого сырья, Россия опередила весь мир на несколько лет.

   Госпрограммы, позволяющей применять биоэтанол, в нашей стране до сих пор нет. Аналитики говорят, что лоббировать некому. Основная "топливная сила" - на стороне монополистов-нефтяников. А они даже со своими вопросами разобраться не могут: до сих пор никак не решатся расстаться с деньгами и направить их на  строительство так необходимых России нефтеперарабатывающих заводов. Что уж говорить о биоэтаноле, в производство которого тоже нужно вложить немало денег. А если вложит кто-то другой, то именно этот "другой" и станет основным конкурентом бензиновых олигархов. И зачем им это?

  И тем не менее, как гласит известная народная пословица, "прогресс не убьешь". Поэтому на Кировском Биохимическом заводе в промышленных условиях  уже разработана уникальная технология производства биотоплива (биоэтанола) из отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности.

  Прокомментировал этот факт организатор проекта по созданию биотехнологического кластера Кировской области, член комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ Олег Валенчук:

-  Стремительный рост автомобильного парка, высокие цены и дефицит нефти, ухудшение экологического состояния окружающей среды, привели мировое сообщество к осознанию необходимости поиска и разработки альтернативных видов моторного топлива. При этом большое внимание уделяется возобновляемым источникам энергии, получаемым из растительного сырья: биогазу, биоэтанолу, биобутанолу, биодизельному топливу. Особый интерес в мире наблюдается к биоэтанолу.

   В качестве примера можно привести Бразилию, где производимый из кукурузы и сахарного тростника этанол уже является серьезным конкурентом традиционному горючему. В Великобритании одним из самых популярных возобновляемых источников энергии стало топливо из растительного масла. Свыше половины автопарка многих высших французских чиновников переделано под работу на дизельном топливе, полученном из рапсового масла. К 2010 году Франция планирует стать крупным поставщиком такого топлива, доведя его потребление в стране до 7% от общего объема горючего. На Филиппинах производят топливо из скорлупы кокосового ореха по технологии, запатентованной украинским инженером Евгением Сухиным. В Таиланде в качестве заменителя дизельного топлива выступает пальмовое масло.

   Однако все эти технологии объединяет одно этанол производится из продуктов пищевого назначения и их отходов. В условиях угрозы мирового продовольственного кризиса такая стратегия для России неприемлема, поскольку приводит к еще большему нарастанию дефицита продовольствия и нерациональному использованию сельскохозяйственных угодий.

  Кировская биотехнология уникальна тем, что в качестве исходной биомассы используются опилки и другие отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Таким образом, продовольственный сектор экономики не затрагивается. Важным фактором низкой себестоимости Кировского этанола станет отсутствие необходимости транспортировки биомассы из других регионов.

  Производство биоэтанола имеет огромный экономический потенциал и может стать одним из локомотивов экономики России. В условиях сокращающихся запасов углеводородов, повышения стоимости нефтеразведки и нефтедобычи, производство и использование биоэтанола повысит надежность общенациональной системы обеспечения топливом.

  С позиций, предъявляемых к автомобильному топливу, этанол имеет ряд важных преимуществ перед бензином. Наличие кислорода в этаноле способствует более полному сгоранию и, следовательно, меньшему содержанию токсичных примесей в отработанных газах.       Исследования, проведенные зарубежными учеными по испытаниям топлива смеси бензина с этанолом, наглядно это подтверждают. Таким образом, при использовании биоэтанола в качестве моторного топлива не происходит накопление углекислого газа в атмосфере, приводящее к парниковому эффекту. Выделяемый при сжигании биоэтанола углекислый газ имеет первичное атмосферное происхождение. Его могут опять ассимилировать растения, следовательно, не нарушается природный баланс круговорота СО2.

 Наверх

 

 

 

     

Используются технологии uCoz