Котельные Ставрополья будут
работать на биотопливе
На Ставрополье
началась масштабная реконструкция системы
теплоснабжения по установке новых котлов,
работающих на биотопливе.
Как сообщает пресс-служба управления по госинформполитике правительства
Ставрополья, в Михайловске в рамках
реализации закона об энергоснабжении уже
начались работы по реконструкции первой
котельной. В новой котельной планируется
установить котел мощностью 6 МВт, который
будет работать на пеллетах. Данное
биотопливо получают из торфа, древесных
отходов и отходов сельского хозяйства. На
Ставрополье для топки котлов будут
использовать специальные брикеты из соломы.
Кроме того, в Михайловске, помимо установки котла, планируется
строительство складского хозяйства для
приема, хранения, измельчения и
транспортировки биотоплива. Примерные
затраты на реконструкцию котельной составят
13 млн. 490 тыс. рублей.
На
Ставрополье будет построен завод по
производству биотоплива.
17 января
на брифинге в правительстве Ставропольского
края первый заместитель
министра промышленности, энергетики,
транспорта и связи СК Сергей Унанов сообщил
журналистам: "Под
строительство завода уже отведена площадка в
районе города Невинномысска. Подготовлен бизнес-план,
разработана проектно-сметная документации,
которая прошла экспертизу. К строительству
завода планируют приступить в конце этого
года". Новое производство позволит получить
из 700 тонн ржи, ячменя и тритикале в год
220 тонн биоэтанола. Кроме того, побочные
продукты зачастую приносят биоэтаноловым
заводам значительные доходы. Завод, который
планирует построить "Биоэнергия", также
будет использовать отходы производства
(барду) для выращивания крупного рогатого
скота, свиней и птицы."
Два аналогичных завода по производству биотоплива намерены построить в
Уфе и Татарстане. "Так, например, в отличие
от ставропольского производства на заводе в
Уфе будут получать только барду и биотопливо.
Завод, который планируют построить в
Ставропольском крае, будет производить из
фуражного зерна и, возможно, из тритикале,
также барду, крахмал, белок, витамины В1, В2
(последние, кстати, чтобы восполнить
потребности страны приобретают за ее
пределами)", - пояснил заместитель министра
промышленности, энергетики, транспорта и
связи СК.
Сергей Унанов напомнил, что биотопливо является биологически чистым
продуктом. При его сжигании происходит
выброс в атмосферу углерода, который
потребляют растения, тем самым сохраняется
неизменным природный баланс. При 10%-ном
содержании этанола в традиционном нефтяном
топливе выброс вредных веществ в атмосферу
уменьшается до 30 %. Однако, как рассказал
Сергей Унанов, есть и отрицательные стороны
в использовании биотоплива и биодизеля.
Двигатели и топливные системы сегодняшнего
поколения машин не приспособлены и не всегда
положительно реагируют на топливо нового
поколения.
В крае может быть построен
завод по производству биоэтанола
Администрация Невинномысска намерена
в ближайшее время провести торги на право
аренды 50 га земли под строительство завода
по производству биоэтанола с мощностью
переработки 500 тыс. тонн зерна в год.
Инвестиции в его строительство оцениваются
в €300 млн. Эксперты считают, что завод
не будет рентабельным из-за продолжающегося
роста цен на зерно на мировом
и отечественном рынках.
Инициатором строительства в Невинномысске
завода по производству биоэтанола мощностью
150 тыс. тонн в год стало ООО «Биоэнергия»,
которое возглавляет бывший министр
промышленности Ставропольского края Сергей
Березин (был отправлен в отставку
губернатором Александром Черногоровым
в апреле 2007 года). Как уточнили
в ООО «Биоэнергия», первоначально расчет
окупаемости предприятия делался при условии
стоимости зерна в пределах 3 тыс. руб.
за тонну и составлял около трех лет. Однако,
после того, как цены на зерно выросли
до 5 тыс. руб. за тонну, был разработан
новый проект, который, как считают в ООО,
позволит заводу выйти на самоокупаемость
через три года даже при условии стоимости
тонны фуражного зерна 8 тыс. руб. По замыслу
инициаторов проекта, биоэтанол будет
поставляться в основном в страны Европы,
где он широко применяется при производстве
автомобильного топлива. • Биоэтанол —
этанол, получаемый в процессе переработки
растительного сырья. Используется в качестве
присадки к традиционному горючему
и в качестве основного топлива. В западных
странах сегодня различаются, в частности,
бензины марок E10 и E85 — это марки,
включающие биоэтанол. Биодобавки значительно
снижают объемы вредных выбросов в атмосферу.
К 2010 году ЕС планирует заменить 5%
потребляемого бензина биотопливом;
США к 2030 году планируют довести долю
растительного горючего до 30%. Помимо
биоэтанола на заводе планируется выпуск
таких продуктов, как глютен, белок,
клейковина, барда(кормопродукт), крахмал,
углекислота. По предварительным расчетам
специалистов «Биоэнергии», предприятие
сможет полностью закрыть потребности
животноводческой отрасли края в кормах.
Несмотря на то, что завод пока
еще существует только в проекте,
с хозяйствами региона уже заключены договоры
на поставку зерна и кормов для скота.
Вложения в строительство предприятия
составят порядка €300 млн. Представители
компании утверждают, что уже есть инвестор,
готовый вложить в проект собственные
средства, однако не назвали его, сообщив,
что речь идет о «крупной московской
компании».
По словам заместителя главы Невинномысска
Олега Мазура, руководство города уже провело
публичные слушания о строительстве завода
и заручилось согласием
общественности. «Это предприятие даст городу
450 рабочих мест, что очень важно,
так как действующие в городе предприятия
„Азот“ и „Невинномысская ГРЭС“ сейчас
сокращают количество работников», —
рассказали в горадминистрации.
Аналитик ИК «Финам» Екатерина Секенова
отмечает, что проекты, подобные
Невиномысскому, могут показать наибольшую
рентабельность порядка 15%, однако могут
быть выгодны лишь тем игрокам рынка, которые
имеют свою собственную сырьевую базу.
Генеральный директор
информационно-аналитического центра «СовЭкон»
Андрей Сизов считает перспективы
ставропольских производителей биоэтанола
сомнительными из-за продолжающегося роста
цен на зерно на мировом и отечественном
рынках. «Запоследние два года цена тонны
зерна, которое является основным сырьем
для такого производства, уже выросла
в три раза и вряд ли цены упадут хотя
бы до уровня двухлетней давности», — говорит
он. «Рынок зерна, как и любой другой рынок,
обладает цикличностью — цены все равно
когда-то упадут. Кроме того, в качестве
сырья для производства биоэтанола можно
использовать другие культуры, к примеру,
сахарную свеклу, которая распространена
в соседнем Краснодарском крае», —
не соглашается вице-президент Национальной
Биотопливной Ассоциации Алексей Аблаев.
На Кавминводах построят новый
мусороперерабатывающий завод
ОАО
«Дирекция экологических программ» (Москва)
построит в Ставропольском крае
мусороперерабатывающий комплекс стоимостью 1
млрд руб. Проект планируется окупить за
пять-шесть лет. Создание завода мощностью
300 тыс. т в год позволит улучшить
экологическую обстановку в регионе
Кавказские Минеральные Воды, где ежегодно
производится порядка 500 тыс. т твердых
бытовых отходов (ТБО). Эксперты отмечают,
что до сих пор в России заявляется
значительно больше проектов по переработке
мусора, чем получает воплощение, и видят
решение проблемы в большем госрегулировании
сектора.
Мусороперерабатывающий
комплекс разместится под г. Лермонтовым на
площади 30 га (под сам завод отводится 5
га). Участок находится в стадии оформления,
и уже проводятся изыскательские работы.
Председатель совета директоров «Дирекции
экологических программ» Михаил Лазарев
сообщил, что предприятие будет состоять из
мусороперерабатывающего завода (МПЗ) марки
МUT австрийского производства и полигона для
захоронения отходов. «Начало строительства
намечено на начало 2009 года и продлится
ориентировочно 15 месяцев. Проектирование
первого объекта, которым станет полигон для
ТБО, начнется в октябре текущего года», —
отметил г-н Лазарев.
На МПЗ в Лермонтове
заложен полный цикл переработки ТБО. После
разделения фракций на органическую и
неорганическую первую пустят на компост
(который можно будет использовать в
садово-парковом хозяйстве), а из неорганики
выделят товарное вторсырье (бумагу, картон,
стекло, железо, пенопласт, ПЭТ-тару,
целлофан), которое планируется реализовывать
в спрессованном виде для дальнейшей
переработки. Вторым этапом на заводе
собираются перерабатывать шины. Сумма
инвестиций в комплекс, по предварительным
данным, составит 1 млрд руб., которые
планируется окупить за пять-шесть лет. По
словам г-на Лазарева, пока все вложения
компания берет на себя, хотя не исключает,
что в дальнейшем в реализации проекта
возможно привлечение и госинвестиций. Часть
финансирования планируется привлечь от
австрийской MUT, которая станет поставщиком
оборудования на сумму порядка 20 млн евро.
В России существует
недостаток действующих МПЗ. «В реальности
новых предприятий по переработке мусора
введено за последние два-три года не более
пяти-семи по всей России, — заявил ведущий
эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий
Баранов. — Пока лишь заявлены многочисленные
проекты. Что касается продукции, полученной
в результате переработки ТБО, то ее объемы
сегодня исчисляются десятками тонн, так как
основная масса заводов находится лишь в
стадии проектирования и эта продукция
производится на простейших производствах при
свалках».
«Минимальный
показатель извлечения вторичного сырья на
мусоросортировочных комплексах, которые
строит наша компания, составляет 23%, —
сообщил «РБК daily Юг» генеральный директор
НЭК Сергей Хорошаев. — На практике же этот
показатель может достигать 40%. А это
«живые» деньги. Кроме того, не подлежащие
вторичной переработке неутильные компоненты
прессуются и подлежат захоронению на
полигоне. Такой способ переработки отходов
продлевает срок жизни полигона в шесть раз.
Хотя надо признать, что строительство
отдельных МПЗ может стать неинтересными
проектами с точки зрения инвестора. Реальный
интерес представляет сеть предприятий с
капитализацией минимум на 100 млн, а лучше
на 500 млн долл.».
По мнению участников
рынка, развитию рынка МПЗ должно
содействовать правильное госрегулирование.
«На законодательном уровне сегодня
необходима масса законов в области
деятельности мусоперерабатывающих
предприятий, к примеру, сейчас нет даже
такого нормативного акта, как закон об
упаковке, — пояснил директор будущего
Сочинского МПЗ, который реализует ОАО
«Тоннельный отряд №44», Олег Шияновский. —
Без этого реализация многих проектов будет
затруднена и они могут оказаться
экономически невыгодными».
/Из материалов газет
"Ставропольская правда"/